О кризисе вокруг нас и в головах

Кризис, как все уже заметили, пришел и в Россию. И хотя у нас ипотека явилась не причиной кризиса, в отличие от США, а просто его усугубит (об этом отдельно), результат в конечном итоге один и тот же (и я даже не буду говорить “я же говорил”). Мы еще не чувствуем полноценные эффекты, но все первые и даже вторые признаки уже здесь: в компаниях вводятся hiring freeze, сокращаются бонусы, увольняются люди, начиная с поддерживающих функций вроде маркетинга и hr-а, и т.п.

Вообще, глобально, долгосрочно, для экономики страны и для большинства из нас этот кризис – это хорошо, а уж для заметной IT-бизнеса – точно. Несмотря на сложности сегодня и, скорее всего, в следующем году. Причины достаточно элементарны:

Последние несколько лет экономика России росла очень быстро, и в большой степени за счет кредитов – как для физлиц, так и для компаний – и инвестиций. В условиях быстрого роста гораздо проще расти экспансивно, не задумываясь ни о грамотном управлении, ни об оптимизации издержек, ни об IT как в предыдущем смысле, так и в плане конкурентных преимуществ, ни о качестве обслуживания и т.п. Когда можно просто открыть отделение банка или магазин и к тебе сразу выстроится очередь из желающих что-нибудь купить, и, соответственно, вырастить продажи, зачем думать о чем-то еще?

Причина ровно одна: если бы бурный рост был возможен бесконечно, может, и не нужно было. На практике, рано или поздно либо насыщается рынок, либо и вовсе – приходит кризис, могущий привести к рецессии (уже наблюдаемой в мире и еще пока не наблюдаемой у нас), и тогда неожиданно все перечисленные выше вещи вдруг становятся важными.

Сегодня, грубо, резко кончились дешевые и длинные западные деньги и, что хуже, из-за общей паники и неразберихи,  никто никому не верит. В результате наличность (неважно, на счетах или в бумажках) стала самым ценным ресурсом (это и есть кризис ликвидности по большому счету). Раньше в корпоративном и банковском рынке все всех кредитовали – т.е., можно было получить товар сегодня, заплатить на него краткосрочно взятыми в кредит деньгами на следующей неделе, а кредит вернуть через месяц после получения денег от своих контрагентов. Теперь даже если фундаментально немногое изменилось, все эти цепочки расчетов и логистики посыпались.

В целом, сейчас почти все перешли на предоплату – эффект негативный и краткосрочный; занялись пересмотром инвестиционных проектов (капитальных затрат, CAPEXа) на следующий год – т.к. негде брать дешевых длинных денег, что приведет к сокращению контрактов со средним и малым бизнесом, что приведет к сокращению зарплат и рабочих мест, что приведет к сокращению спроса и круг замкнется – эффект негативный среднесрочно, но позитивный долгосрочно – т.к. будут оставлены только проекты, повышающие эффективность; и будут обращать большое внимание на минимизацию OPEXа (операционных, текущих затрат) – что для кого-то из подрядчиков будет плохо, а для кого-то хорошо, но общий эффект будет скорее позитивным, т.к. опять же повыситься эффективность и рост в будущем будет более устойчивым.

Почему же это хорошо в целом? Я очень надеюсь, что компании задумаются над эффективностью своей работы и над сервисом для клиентов в этих условиях. По-крайней мере, мировая история позволяет на это надеяться. В итоге уйдет неуемная жадность и некомпетентность, отчего отдельные категории конечно проиграют (например, некоторые застройщики или риэлторы), но большинство – только выиграет.

Почему это хорошо для IT-бизнеса? Потому что IT призвана либо уменьшать издержки (о чем раньше особо не думали), либо давать конкурентное преимущество и увеличивать продажи компании. Конечно, больше от кризиса выигрывает первая часть, особенно краткосрочно, но и вторая – тоже, в среднесрочной перспективе. В связи с этим, кстати, виртуализация от VMware должна стать одним из ключевых трендов, т.к. на сегодня VI3 – это, пожалуй, единственная технология, которая при расчете “в лоб” снижает TCO на 60-80%, из которых значительная часть – как раз тот самый ненавистный OPEX (электричество, место в датацентре, расходы на персонал и т.п.). И это уже подтверждается со стороны заказчиков и партнеров – сейчас есть уникальная возможность пересмотреть подход к IT-инфраструктуре и как минимум начать с того, чтобы уже закупленные сервера позволяли запускать в 10 раз больше задач при минимальных инвестициях. Финансовые директора скажут вам спасибо, точно.

Ну, собственно, хватит на сегодня общих соображений и я надеюсь продолжать следить за развитием событий в целом – как здесь, так и в “Баксах” с точки зрения личных финансов.

А как вас лично или ваш бизнес затронул кризис? Что планируете делать в будущем?

Bookmark and Share

28 Comments

  1. Posted October 28, 2008 at 23:46 | Permalink

    мне кажется кризис больше раздувают. 80% проблем – тупо спекуляции и паника.

  2. Posted October 29, 2008 at 16:08 | Permalink

    пробблема есть … и уже очень явная. если есть проблема – то нужно ее решать а не полемику разводить, как делают политики. а сейчас так получается, что обычный человек еще хуже будет жить, а спикулянты на етом еще и денег себе наживут.

  3. Posted October 29, 2008 at 20:01 | Permalink

    Лично меня кризис не как не затронул, ах да, потерял троху бабла из-за падения бакса и сё. Ну кредит нельзя пока взять, а так ..жить можно.

  4. Posted October 29, 2008 at 22:21 | Permalink

    Ну, вот… так всегда: сначала все путем, а потом пошло-поехало…

  5. Алексей Марущенко
    Posted October 29, 2008 at 23:39 | Permalink

    Антон, как с Вами можно связаться и обсудить возможность получения партнерского статуса?

  6. Posted October 30, 2008 at 13:03 | Permalink

    Алексей, написал на почту.

  7. kroll
    Posted October 30, 2008 at 13:06 | Permalink

    и вся эта портянка лишь для того, что бы еще раз ‘вдуть’ в голову потенциального заказчика волшебное слово VMware??

  8. Posted October 30, 2008 at 13:07 | Permalink

    В том числе и для этого, да. Кто виноват в том, что виртуализация действительно может помочь экономить издержки и об этом в России все еще мало говорят, в отличие от остального мира?

    И вы, кстати, как наш партнер, вполне могли бы этим воспользоваться. Но каждому свое, я понимаю.

  9. Posted October 30, 2008 at 17:16 | Permalink

    Согласен с Васей.. проблема наша(славян) и состоит в том что очень уж мы любим перекручивать все … и как ктото говорил с юмористов мы умеем находить выход с любых кризисов а самое смешное что умудряемся найти тута вход..

  10. Posted October 30, 2008 at 18:25 | Permalink

    Я считаю , что кредиты нужно давать под реальные проекты. Эти проэкты должна рассматривать независимая комиссия. Без умного кредитования невозможно нормальное развитие.

  11. Posted October 30, 2008 at 18:39 | Permalink

    Мне кажется, проблема сделана специально. Тема кризиса необходима политикам.

  12. Posted October 31, 2008 at 17:28 | Permalink

    Тема кризиса идет по всем каналам. Как следствие компании либо оптимизируют, либо сокращают штат. Строительство встало, цены на квартиры падают. Обвал кредитов и т.д. Причина – паника и нагнетаемая обстановка. Ой как не вовремя вышел iPhone в России, люди и компании стали оптимизировать издержки и на сотовую связь. Вопрос в том когда и как это закончиться и какой ценой?

  13. Posted November 2, 2008 at 16:46 | Permalink

    наверное, если рассказывать такое снижение издержек каким-нибудь кастомерам в цветном, то, возможно, те и поведутся.
    но только нынешний кризис не производственный, а доступа к капиталу. а когда у тебя свободных средств становится меньше, и неопределенность растет, то ты, скорее, наоборот будешь экономить на долгосрочных инвестициях, то бишь capex, предпочитая opex.

  14. Posted November 4, 2008 at 18:43 | Permalink

    Для меня непонятно несколько вещей.Во-первых:почему нельзя было давать банкам кредиты здесь,чтобы они не брали их на западе!И во-вторых:почему нам пускают пыль в глаза и твердят,что кризис нас не коснется!

  15. Posted November 8, 2008 at 13:38 | Permalink

    “гораздо проще расти экспансивно” – полагаю, автор хотел сказать “экстенсивно”. А вообще любой кризис – это оздоровление. Чистка организма, если хотите. От мусора, отложений, наростов и т.д. Правда, затем все повторится. Но такова природа вещей.

  16. Posted November 12, 2008 at 18:40 | Permalink

    В каком-то смысле это очистка,но очистка в том числе и от людей!Их же выгонябт с работы!

  17. Posted November 14, 2008 at 12:54 | Permalink

    Да, действительно. Самый большой кризис – в головах. Мы давно разучились “обьединяться”. Вот по этому и страдаем. Выжывут сильнейшие… ну и слава Богу.

  18. Posted November 16, 2008 at 20:26 | Permalink

    Полностью согласен, надумали люди себе кризисов, в этой жизни нужно быть гибким и подстраиваться под обстоятельства, иначе никак.

  19. Posted November 28, 2008 at 16:49 | Permalink

    Вот этот кризис, что в головах, уже порядком поднадоел. И с этим ничего никто не может сделать…

  20. Posted December 6, 2008 at 23:50 | Permalink

    нет ничего хуже паники, она только усиливает кризис

  21. Posted December 24, 2008 at 17:44 | Permalink

    Кризис задевает, это точно. И большей частью меня это касается из-за подорожавшей ни с того, ни с сего валюты. Клиентура рассосалась.

  22. Posted December 29, 2008 at 02:59 | Permalink

    Скачки курса никакого отношения к кризису не имеют, это внутренняя экономика страны.

  23. Posted January 4, 2009 at 01:58 | Permalink

    Что кризис имеет до курсов валют ?

  24. Posted January 5, 2009 at 02:04 | Permalink

    Я вообще не из РФ, и про кризис не слышал даже.

  25. Posted January 15, 2009 at 15:08 | Permalink

    Не знаю, кому как, а мне именно возросший доллар относительно гривни вставляет палки в колеса. И так у всех импортно-ориентированных предприятий

  26. Posted January 23, 2009 at 17:15 | Permalink

    О, это что-то, недавно где-то уже о таком слышала. Ваше мнение имеет основание быть. Вы понимаете то, о чем пишите. Немного почитав, хотелось бы узнать больше.

  27. Posted April 29, 2009 at 22:29 | Permalink

    во всем виновато правительство, тем что кредиты всем кому попало раздовало

  28. Posted July 8, 2009 at 19:19 | Permalink

    а кризис реально есть, не только в наших головах

One Trackback

  1. [...] так и на уровне стран. У нас многие надеялись (и я в их числе), что и в России кризис заставит компании и людей [...]

Post a Comment

Your email is never shared. Required fields are marked *

*
*
blog comments powered by Disqus