Не в деньгах счастье, а в "икспириенсе"

“Воскресные Баксы” посвящены науке (или искусству, кому как больше нравится) управления личными финансами и инвестициями, однако, там никак не затрагивается (by design) вопрос – куда собственно эти деньги тратить и зачем они вообще нужны? Сегодня я хочу поделиться одним (надеюсь, не последним) размышлением на тему “lifestyle engineering”, области, затрагивающей в том числе и этот самый вопрос.

В Сан-Франциско я купил себе отличную книгу – “4-hour work week” – которую прочитал на одном дыхании в длинном полете домой. Как-нибудь на досуге я сделаю расширенную рецензию, потому что она стоит того – хотя бы ради развенчания созданного “реферральщиками”, “дорвейщиками” и прочими [халяв]щиками имиджа очередной книги в духе “как заработать миллион за два дня, ничего не делая”. Четырехчасовая неделя совсем не про то, но сейчас - одно наблюдение оттуда:

Многие (если не большинство) люди живут с установкой ”вот я сначала заработаю X денег, и тогда…”. В реальности это приводит к тому, что “X” становится все больше и больше с каждым годом, а люди так никогда и не живут толком. С этим можно (и нужно) бороться постановкой SMART-целей (совсем как в бизнесе) сначала, и лишь потом думать о средствах их достижения - это стоит отдельного рассмотрения (часто для ваших реальных целей нужно гораздо меньше денег, чем кажется и т.п.), но отсюда возникает тот самый простой вопрос из первого абзаца: зачем нам вообще нужны деньги? (см. также “Почему миллион долларов – плохая цель” у Крайнова)

Так вот, если разобраться, можно увидеть одну простую истину (для кого-то это может быть тривиальная банальность): нам не нужны вещи. Радость доставляют не они и уж никак не обладание ими, а некий связанный с их использованием опыт. Ну, к примеру, в моей Хонде Аккорд мне нравятся / нужны 1) исполнение функции перемещения по дорогам 2) ощущения от вождения. При этом геморрой со страховками, техобслуживанием, стоянками и т.п. – это, вообще-то, совершенно ненужная негативная нагрузка. Т.е., если бы я мог иметь 1 и 2 и не иметь минусов из последнего предложения каким-либо образом, не связанным с обладанием машиной, я был бы более доволен. Обладание вещами – это чаще всего головная боль. Бумажная волокита, потеря времени, перевоз с места на место, боязнь потерять, расстройство от того, что “у соседа – лучше (больше, новее, дороже и т.п.) - зачем вам все это? Что делает огромное количество внезапно разбогатевших людей? Три спортивные машины, дома, самолеты и т.п. При этом они пользуются каждой машиной раз в три года, домами и того реже, а дополнительных проблем получают себе неизмеримо больше: и именно отсюда и возникло то самое “не в деньгах счастье”. Ребята, чем тратить $100,000 на Порш и стоять на нем в пробках и раз в полгода выбираться поездить по пустым дорогам я лучше потрачу $2000 два раза в год, взяв его напрокат в Германии, где нет ограничений – и получу тот же опыт (или лучше) за в 10-50 раз меньшие деньги при этом абсолютно без всех минусов, связанных с владением. Думайте о том, какой вам нужен experience, а не вещи – будете гораздо счастливее.

У вас есть только один ресурс: время. Работая, вы превращаете его в деньги. И то, и другое, сильно ограничено – поэтому если стремиться к обладанию вещами, вы очень ограничиваете свой опыт. (Развивая мысль с автомобилями: я могу сегодня взять напрокат Порше, а завтра – Феррари. Владеть обеими машинами – за пределами моих финансовых возможностей, да и не нужно вовсе). Я надеюсь, когда-нибудь экономика в целом перейдет от ориентированной на владение вещами к ориентированной на опыт - хотя конечно вряд ли. 

Эти мысли каждый в состоянии развить самостоятельно в любые области жизни. Конечно, подобный подход в жизни сильно противоречит Ярмарке Тщеславия и потребительской культуре, особенно сейчас заметной в Москве (“новорусская” культура была апофеозом, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, но все равно – “понты дороже денег” никуда не делось и не денется, похоже, еще долго) – поэтому чтобы так жить, нужно обладать определенной независимостью характера и воли (не обладать вещами, “положенными по статусу”, и встречать при этом негативную оценку социума – тяжело); в конце-концов, каждый решает для себя. 

Bookmark and Share

28 Comments

  1. Posted March 3, 2008 at 14:15 | Permalink

    Антон,

    100% согласен. К тому же, нужно отметить, что если ты успешно зарабатываешь деньги, ты никогда не остановишься (и будешь постепенно увеличивать свой уровень жизни. Ключевое слово – “постепенно”). Если ты не умеешь этого делать – ты будешь “инвестировать” в машину и постоянно трястись, боясь её поцарапать.

    ЗЫ, Хонда Аккорд форева :)

  2. Posted March 3, 2008 at 14:21 | Permalink

    Антон )
    являюсь ваши читателем уже аж 3 дня и балдею ) также перечитал и воскресные баксы, хотя кажется до них я ещё немного не дорос )
    По теме поста, хочу добавить, что осознание “опыт vs вещи” – правильный путь к владению теме же вещами, а ещё и личностному развитию. потому как если гнаться за шматьем внутреннего равновесия не достичь, а это имхо в жизни саоме главное.
    Одним словом радует, что такие блоги скак ваш уществуют! но это в общем.
    Хотелось бы с вами пообщаться на одну волнующую меня тему, а именно: соц сети в ру-нете, конкретные примеры revenue от них же. понимаю, что вы человек занятой – меня устроит даже переписка по имейл. буду рад если выйдете на связь ) спс! denis.balon@gmail.com skype:denny_pnp icq:488070

  3. Posted March 3, 2008 at 14:48 | Permalink

    Антон, вопрос из области прикладывания теории к практике: квартиру покупать надо или тоже нафиг и от лукавого? :)

    PS
    Фиг с ним с лимоном, в само деле.

  4. Posted March 3, 2008 at 14:52 | Permalink

    Вай, харашо написал!

  5. mako
    Posted March 3, 2008 at 19:05 | Permalink

    Ну это пошло из области – а жене шубу покупать нужно ? :))
    Всем же понятно о чём речь идёт…:)

  6. Posted March 3, 2008 at 21:31 | Permalink

    Э нет, стоп :)
    Шуба, машина и джакузи нифига ни разу не жильё.

    Антон, так всё же?

  7. Posted March 4, 2008 at 00:10 | Permalink

    Я думаю имено в деньгах

  8. Posted March 4, 2008 at 12:00 | Permalink

    Спасибо! Идея опыта как цели владения для меня совершенно неожиданна и интересна. Буду думать!

  9. Posted March 4, 2008 at 13:21 | Permalink

    Спасибо всем большое за отзывы!
    Денис, напиши кратко о чем речь на aantich at джимейл дот ком, не раньше 11го марта – а то я сейчас в отпуске и письмо рискует потеряться. После этого что-нибудь придумаем.
    Слава, вообще конечно суть вопроса не совсем понятна: каждый решает для себя. Нужно жилье или нет зависит от многих факторов – семейного положения, желания оставить что-то после себя детям и т.п., стоимости выплат за жилье vs стоимости выплат в случае аренды такого же жилья и т.п. В общем случае жилье имеет смысл приобретать, т.к. оно в долгосрочной перспективе растет в цене, т.е. сохраняет ваши деньги. Все другие приобретения – деньги только тратят.

  10. Posted March 4, 2008 at 15:14 | Permalink

    Я пытаюсь донести тему, что думать ТОЛЬКО про экспириенс не получается и все эти зоморочки людей “заработать сильно много бабла” зачастую (я сужу по тем людям, которые есть вокруг меня) вызваны банальным желанием жить в своём доме или квартире.

    Жильё дорогое, вопрос становиться сложнее с каждым днём – отсюда больная для многих тема: “срубить бабла – купить хату”.

    Теория это отлично – любая теория проверятся только практикой.

    Продолжим проверять? :)

  11. Posted March 6, 2008 at 09:26 | Permalink

    По-моему, сильно пересекается, хотя и немного с другой точки зрения: http://borovik.livejournal.com/180872.html

  12. Denis
    Posted March 6, 2008 at 23:06 | Permalink

    “Все другие приобретения – деньги только тратят. ”
    и что собственно? Киесаки любит этот разговор, что мащина этр не ассет… что толку-то в этом утверждении. Купил сегодня в Бордерс книжку про 4х часовую неделю, посмотрим, спасибо за наводку :).

    Касательно всего остального – а мне интересно работать и создавать что-то, в этом мой интререс.. по сему избегать работы не хочется. Вообще конечно сытый голодного не разумеет, когда есть свое жилье и хонда, можно уже и теоретизировать :) (я не про зависть, у меня тоже есть… ) я к тому, что если в жизни повезло, то прикольно, а если нет… (эту хорошую мысль, что главное фортуна я подчеркнул у знакомого вам господина Агамерзяна)

  13. Posted March 9, 2008 at 12:42 | Permalink

    Насчет того что аренда машины иногда лучше самой покупки.
    Я например хочу именно Порше, и не пару раз в год, а чтобы она пренадлежала именно мне.
    В Америке вообще большинство “новеньких” машин класса бизнес/люкс покупаются на ура. Хотя цены падают почти в два раза, уже через год. Если бы люди всегда работали как калькуляторы, а не чувствами, то человек был бы не человеком :)
    Насчет идеи с прокатами машин, я читал в аэрофлотском журнале об бизнесмене, который арендует 4 разных Феррари, и делает тур для любителей. То есть каждый клиент по дороге катит разные типы феррари, на живописных трассах Италии :)
    Вот пример такого тура http://www.7nebo.com.ua/actual.php?object=3.
    Спонсор коммента “Седьмое небо” :) Шутка.

  14. Posted March 9, 2008 at 16:22 | Permalink

    про “накопить денег и тогдаа…” действительно так и есть )

  15. spoonisoutthere
    Posted March 9, 2008 at 23:20 | Permalink

    >Я надеюсь, когда-нибудь экономика в целом перейдет от ориентированной на владение вещами к ориентированной на опыт – хотя конечно вряд ли.

    конечно вряд ли
    периодические кризисы и прочая прочая вынуждают людей создавать себе “запас прочности”, даже если этот запас приходится затем поддерживать на постоянном уровне, и иметь головняк по этому поводу

  16. Posted March 9, 2008 at 23:56 | Permalink

    А почему не рассматривать зарабатывание денег тоже как experience?! Ведь если действительно озаботиться этим вопросов и научиться зарабатывать, а не работать и получать зарплату, то можно получить куда больший опыт. И тогда такая проблема как владение вещами просто сама собой уйдёт со временем. :)

  17. Posted March 10, 2008 at 13:25 | Permalink

    a gde imenno v SF kupil knigu?

  18. Posted March 11, 2008 at 16:18 | Permalink

    В Бордерсе и купил.

  19. Posted March 12, 2008 at 11:11 | Permalink

    [...]Кстати, про желание покупать всякие элитные вещи: рекомендую заметку Не в деньгах счастье, а в “икспириенсе”, рассказывающую о том, чего на самом деле хочется, когда покупаешь дорогое и ненужное.[...]

  20. Posted March 12, 2008 at 21:07 | Permalink

    Ромеро, насчет “Порше и именно мне” – я, собственно, о том и говорю, что это ловушка.
    Илья, интересный момент, я чуть дальше разовью мысль в этом направлении.

  21. Кирилл
    Posted March 14, 2008 at 18:26 | Permalink

    Идея в статье понятна и я с ней согласен, но все же исключения существуют.

  22. urbis
    Posted April 1, 2008 at 15:13 | Permalink

    Всё красиво, только на шарике нет мест где
    “икспириенс” бесплатно …
    Обычно мы рассуждаем так в сторону недоступных
    нам вещей. Обосновываем почему лучше не иметь,
    чем иметь. Как только они(вещи)становятся доступными
    нам, наше мнение меняется противоположно. Потому, что иметь – это природа человека.
    С природой драться трудно …

  23. Posted April 1, 2008 at 18:10 | Permalink

    2urbis: все, конечно, рассуждают по разному. Но я рассуждаю как раз на опыте того, что у меня уже есть.

  24. urbis
    Posted April 1, 2008 at 23:07 | Permalink

    А ещё, стремящиеся иметь, двигают прогресс. Их не устраиваиет
    “икспириенс” как нечто виртуальное ( респект в сторону твоей работы), они они хотят обладать и для этого развивают бизнес, подчиняя ему
    науку, технологии, ресурсы … Как быть с этим ?
    А если перенести теорию икспириенса на отношения с женщинами – 90%
    мужчин, имея возможность получать икспириенс от женщин за деньги
    или на основе уважения взаимной независимости , тем не менее
    предпочитают “владеть” ими в браке. Природа, с которой трудно драться… Всё остальное декорации.

  25. aibo
    Posted March 4, 2010 at 11:37 | Permalink

    В комментариях всплыла тема жилья — так вот, лично я хотел бы, чтобы арендная модель использования материальных благ распространилась прежде всего на жильё:
    1) арендованная квартира не лишает горизонтальной мобильности: нет ничего проще переехать в любую другую, даже в другой город или страну. Пример из личного опыта: не найдя хорошо оплачиваемой и перспективной работы в своём городе, я просто подал резюме в иногороднюю компанию и через пять рабочих дней уже жил и работал там. Сколько возможностей я мог бы потерять, будь я привязан к квадратным метрам!
    2) владеть жильём не так уж выгодно: если сдаёте его в аренду, окупится только через десятки лет. Быстро продать по рыночной стоимости или поменять его тоже невозможно. К тому же, квартира иногда требует дорогостоящего ремонта. Даже если цены растут, именно ваша собственность может падать в цене: престижность районов “плавает”, новый дом стареет, спрос меняется. Риски пожара, прорванной трубы, угрозы мошенников…
    3) недвижимость – гарантия на случай кризиса? Как раз в нестабильное время банкротств и безработицы цена жилья падает вместе со спросом, а значит, выигрывает арендатор, а не владелец. Конечно, на случай неприятностей нужен “запас прочности”, но я бы предпочёл $100000 на счетах надёжных банков, чем квартиру за $100000.
    Если уж цена аренды и вырастет, то повышение на 100$ в месяц в течении нескольких лет любой более-менее успешный человек переживёт, особенно с шестизначной суммой на счету.
    4) вертикальная мобильность: если вам повысили зарплату на 200$, вы тут же можете вложить 100 из них в улучшение жилищных условий: снять более просторную квартиру, переехать в спокойный район. С “собственнической” психологией вам придётся копить десять лет или лезть в ипотечную петлю.

    Вынужден признать, что такая концепция у нас в обозримом будущем не приживётся: наши люди заражены “мечтой идиота” – купить собственность и сдавать в аренду, получать деньги хоть и с неэффективного использования недвижимости, но зато – не прикладывая заметных усилий.

  26. aibo
    Posted March 4, 2010 at 14:37 | Permalink

    В комментариях всплыла тема жилья — так вот, лично я хотел бы, чтобы арендная модель использования материальных благ распространилась прежде всего на жильё:
    1) арендованная квартира не лишает горизонтальной мобильности: нет ничего проще переехать в любую другую, даже в другой город или страну. Пример из личного опыта: не найдя хорошо оплачиваемой и перспективной работы в своём городе, я просто подал резюме в иногороднюю компанию и через пять рабочих дней уже жил и работал там. Сколько возможностей я мог бы потерять, будь я привязан к квадратным метрам!
    2) владеть жильём не так уж выгодно: если сдаёте его в аренду, окупится только через десятки лет. Быстро продать по рыночной стоимости или поменять его тоже невозможно. К тому же, квартира иногда требует дорогостоящего ремонта. Даже если цены растут, именно ваша собственность может падать в цене: престижность районов “плавает”, новый дом стареет, спрос меняется. Риски пожара, прорванной трубы, угрозы мошенников…
    3) недвижимость – гарантия на случай кризиса? Как раз в нестабильное время банкротств и безработицы цена жилья падает вместе со спросом, а значит, выигрывает арендатор, а не владелец. Конечно, на случай неприятностей нужен “запас прочности”, но я бы предпочёл $100000 на счетах надёжных банков, чем квартиру за $100000.
    Если уж цена аренды и вырастет, то повышение на 100$ в месяц в течении нескольких лет любой более-менее успешный человек переживёт, особенно с шестизначной суммой на счету.
    4) вертикальная мобильность: если вам повысили зарплату на 200$, вы тут же можете вложить 100 из них в улучшение жилищных условий: снять более просторную квартиру, переехать в спокойный район. С “собственнической” психологией вам придётся копить десять лет или лезть в ипотечную петлю.

    Вынужден признать, что такая концепция у нас в обозримом будущем не приживётся: наши люди заражены “мечтой идиота” – купить собственность и сдавать в аренду, получать деньги хоть и с неэффективного использования недвижимости, но зато – не прикладывая заметных усилий.

  27. aibo
    Posted March 4, 2010 at 14:37 | Permalink

    В комментариях всплыла тема жилья — так вот, лично я хотел бы, чтобы арендная модель использования материальных благ распространилась прежде всего на жильё:
    1) арендованная квартира не лишает горизонтальной мобильности: нет ничего проще переехать в любую другую, даже в другой город или страну. Пример из личного опыта: не найдя хорошо оплачиваемой и перспективной работы в своём городе, я просто подал резюме в иногороднюю компанию и через пять рабочих дней уже жил и работал там. Сколько возможностей я мог бы потерять, будь я привязан к квадратным метрам!
    2) владеть жильём не так уж выгодно: если сдаёте его в аренду, окупится только через десятки лет. Быстро продать по рыночной стоимости или поменять его тоже невозможно. К тому же, квартира иногда требует дорогостоящего ремонта. Даже если цены растут, именно ваша собственность может падать в цене: престижность районов “плавает”, новый дом стареет, спрос меняется. Риски пожара, прорванной трубы, угрозы мошенников…
    3) недвижимость – гарантия на случай кризиса? Как раз в нестабильное время банкротств и безработицы цена жилья падает вместе со спросом, а значит, выигрывает арендатор, а не владелец. Конечно, на случай неприятностей нужен “запас прочности”, но я бы предпочёл $100000 на счетах надёжных банков, чем квартиру за $100000.
    Если уж цена аренды и вырастет, то повышение на 100$ в месяц в течении нескольких лет любой более-менее успешный человек переживёт, особенно с шестизначной суммой на счету.
    4) вертикальная мобильность: если вам повысили зарплату на 200$, вы тут же можете вложить 100 из них в улучшение жилищных условий: снять более просторную квартиру, переехать в спокойный район. С “собственнической” психологией вам придётся копить десять лет или лезть в ипотечную петлю.

    Вынужден признать, что такая концепция у нас в обозримом будущем не приживётся: наши люди заражены “мечтой идиота” – купить собственность и сдавать в аренду, получать деньги хоть и с неэффективного использования недвижимости, но зато – не прикладывая заметных усилий.

  28. Posted July 23, 2010 at 08:57 | Permalink

    Я последнее время только о них и думаю – хочется красивой жизни

3 Trackbacks

  1. [...] 1. Не в деньгах счастье, а в “икспириенсе” Многие (если не большинство) люди живут с установкой ”вот я сначала заработаю X денег, и тогда…”. В реальности это приводит к тому, что “X” становится все больше и больше с каждым годом, а люди так никогда и не живут толком. [...]

  2. [...] В комментариях к “не в деньгах счастье” прозвучала следующая мысль: “А почему не рассматривать зарабатывание денег тоже как experience?! Ведь если действительно озаботиться этим вопросов и научиться зарабатывать, а не работать и получать зарплату, то можно получить куда больший опыт. И тогда такая проблема как владение вещами просто сама собой уйдёт со временем. :)”, что побудило меня написать таки небольшое “продолжение в сторону”. Если вы помните, я уже писал о таком очень удобном и наглядном инструменте классификации чего-бы-то-ни-было, как бостонские матрицы. Так вот, если мы рассмотрим всех людей в координатах “время-деньги”, получится примерно следующая картинка: [...]

  3. [...] @aantich';tweetcount_background='aaaaaa';tweetcount_text='ffffff';В комментариях к посту о смысле в опыте, а не обладании прозвучало мнение, что это некая теория, неприменимая [...]

Post a Comment

Your email is never shared. Required fields are marked *

*
*
blog comments powered by Disqus