Кто должен управлять софтверным бизнесом

* Опубликовано в категориях Бизнес и менеджмент, Воскресные байты

Джоель Спольски (обязательный к прочтению автор для любого, занятого в индустрии разработке софта. Ну по-крайней мере один раз посмотреть и решить для себя стоит :)) в своей очередной статье “Мой первый ревью с Биллом Гейтсом” в очередной раз агитирует за то, что человек, управляющий софтверным бизнесом должен разбираться в программировании. Статья очень занимательная (как всегда у Джоэла) и построена на эпизоде, когда Джоэл был Program Manager’ом Excel’я и занимался превращением языка макросов в Excel Basic. При этом написанную им 500-страничную спецификацию языка перед ревью прочитал Билл Гейтс и лично задавал много вопросов нарастающей сложности.

Я опущу занятные детали, такие как fuck-counter и “подобного никогда раньше не случалось” - прочитайте статью, она того стоит - но хочу остановиться собственно на тезисе Джоэла: человек, управляющий софтверном бизнесом, должен разбираться в низкоуровневых деталях.

И вот это, при всем уважении к Джоэлу, опасное заблуждение. В руководстве софтверной компании обязательно должен быть человек, разбирающийся в низкоуровневых деталях - но только для того, чтобы реализация конкретной функциональности была наилучшей и безупречной. А управлять компанией должен человек, разбирающийся в управлении компанией и умеющий разговаривать с ее заказчиками на одном языке.

Смею вас заверить - если у кого-то есть сомнения - пользователей не волнует платформа, алгоритмы, процессоры и т.п. Их волнует решение их конкретных задач за приемлемые деньги, удобство и простота использования, надежность и быстрота. Причем функциональность / деньги стоит на первом месте. Если Google Spreadshitsheet (опечатка по Фрейду :) - только при третьем прочтении заметил…) удобен, прост и быстр, но не позволяет мне работать со сводными таблицами, я никогда в жизни не откажусь от Excel. А вот для того, чтобы понимать, что нужно заказчикам и ставить задачи своему R&D отделу нужен совсем другой набор способностей, чем умение отличить COM+ от DCOM.

Просто у Билла было и то и то, но в конце-концов он передал оперативное управление Балмеру и сконцентрировался на технологиях. Джоэл - сам довольно успешный бизнесмен - делает продукты для разработчиков, поэтому ему удается совмещать и то, и то. А попробовал бы он продать, не знаю, Core Banking при помощи элегантной реализации поиска… 

И, кстати, в России это особенно актуально - при большой любви прекрасно технически образованных наших людей фокусироваться на продукте и технических деталях, совершенно не думая о бизнес-вопросах: есть ли рынок, что действительно нужно моим пользователям, удобен ли продукт и тп. Сам таким был :)

Поэтому та самая модель, против которой так выступает Джоэл, и есть на сегодня самая правильная: “MBA” у руля, очень грамотный “технарь-визионер” как глава R&D. И кстати в Майкрософт сейчас так и происходит - Баллмер CEO, Рэй Оззи - Chief Software Architect. При этом конечно если “MBA” разбирается в программировании, а “технарь” в бизнесе - это только плюс.

Комментариев: 11

  1. June 21st, 2006 | 6:09 pm

    Приветствую, Михаил

    >>При этом конечно если “MBA” разбирается в программировании, а “технарь” в бизнесе - это только плюс.

    и да, и нет. Особенно может помешать созданию того или иного решения именно “MBA”, разбирающийся в программировании. Все, конечно, индивидуально, но вероятность сползания в микроменеджмент увеличивается. А если ему это еще и интересно - тогда это может просто превратиться в беду … особенно когда он хочет не просто знать детали (”"ой! как это вы тут сделали?”), а пытается формулировать свою позицию по сугубо технологическим вопросам реализации (я не имею в виду контекст стратегического выбора платформы или того или иного партнерства). Иногда это и плюс, но далеко не бесспорный. Как говорится - it depends, причем сильно от персоны :-)

    -Сергей

  2. June 21st, 2006 | 6:12 pm

    Ой как очепятался, Антон - глубочайший сорри - я параллельно Елашкину писал ))))

  3. June 21st, 2006 | 10:29 pm

    Сергей, ничего страшного :)

    С комментарием полностью согласен - но об этом кстати Джоэл неплохо у себя написал про Гейтса, в том духе, что он не лез в реализацию, а просто копал как можно более глубоко, чтобы понять, насколько отвечающие за это люди сами копают. А их решения - это их решения.

  4. Andrey
    June 22nd, 2006 | 11:04 am

    Абсолютно согласен. Хочу добавить, что программеры как правило не умеют толком продавать свои работы в масштабном плане. Да и не их это работа …

  5. Alex Givant
    June 22nd, 2006 | 11:01 pm

    He (Joel Spolsky) has another good article about programmers vs. management. Take a look http://www.joelonsoftware.com/articles/DevelopmentAbstraction.html

  6. June 22nd, 2006 | 11:10 pm

    “управлять компанией должен человек, разбирающийся в управлении компанией и умеющий разговаривать с ее заказчиками на одном языке” - не соглашусь. хороший девелопер, ну или проджект манагер, и так разговаривает с заказчиками на одном языке. Человек, не понимающий в програмировании, и разговаривающий с заказчиком потеряет уважение и заказчика и програмистов, т.к. он как испорченный телефон. А что бы продавать - есть человек занимающийся продажами и маркетингом. Может для очень больших компаний тут по другому… Хотя вон Джоел как Билла зауважал, когда он понял что тот все прочитал! :-)

  7. June 23rd, 2006 | 12:42 pm

    Хорошее замечание к статье Джоэла. Не могу не согласиться.

  8. June 26th, 2006 | 7:32 pm

    А вот я попробую возразить. И использую следующий довод: технарь всегда при желании может стать менеджером (оставаясь навсегда в душе технарем), но никогда наоборот! “Менеджер” никогда не станет, даже на время, технарем. А при руководстве технической компанией это иногда бывает необходимо. Хотя согласен, что модель двоих у руля - технаря и управленца может работать, но технарь всегда должен быть на полголовы выше или заниматься стратегией, оставляя оперативное управление управленцу. Только вот комплиментарных пар, таких как Гейтс-Балмер в мире очень мало :)

  9. puzanov
    June 27th, 2006 | 9:07 am

    Руководитель программистов — обязательно программист. Аналитик программерской компании — обязательно программист. Стратегия — тоже программерская. Проверено на своем опыте. Если же говорить о продаже софта, разговорах с заказчиками, подписание договоров, то для этих целей есть отдельная категория специалистов, которые, в нашем случае, продадут все, что можно продать и как можно дороже.

  10. June 27th, 2006 | 2:40 pm

    Саша, не согласен. Менеджер - это совсем другая профессия, и другой набор качеств нужен. У одних технарей он есть, у других нет - и тогда из хороших технарей получаются ужасные менеджеры. Я уже не говорю об управлении на executive level.

  11. June 27th, 2006 | 3:51 pm

    А вот я с тобой соглашусь :)

    Мой тезис в том, что технарь может стать менеджером. А менеджер никогда не сможет стать технарем. В управлении ИТ-компанией нужно быть хорошим менеджером, но не менее важно при этом и понимать в технологиях. Любой человек может отличить хорошее, например, пиво от плохого или хорошую машину от плохой. А вот отличить хорошее ИТ-решение от плохого может только человек в техническим бэкграундом.



Комментировать

Подписаться на комментарии к записи по RSS